Страница 1 из 1

проблема с цапфой

Добавлено: Пн май 31, 2021 7:55 pm
пертусин
Доброго времени всем, уважаемые мастера, подскажите начинающему любителю, погнутую цапфу секундного вала можно выпрямить? С помощью пинцетов? Спасибо!

Re: проблема с цапфой

Добавлено: Пн май 31, 2021 10:26 pm
granton
Гиппотетически можно, нагрев и выпрямив, но обычно заменяют или вытачивают новую.

Re: проблема с цапфой

Добавлено: Ср июн 02, 2021 7:30 am
пертусин
Спасибо!

Re: проблема с цапфой

Добавлено: Ср июн 02, 2021 9:02 am
Юрий
Если цапфа согнулась и не сломалась, то она встанет на место. В токаринике,вообще без проблем.
Пинцетами сложнее, нужен навык. Зажимать цапфу не губками пинцета, а боковой гранью. И гнуть сам триб, а не цапфу.
Важно не перегнуть.
С термичкой также нужен навык. Можно не отпустить, а перекалить. Тогда цапфа от малейшей деформации сломается.
Я,когда начинал, отпускал на сигарете. :) не быстрый,контролируемый нагрев...

Re: проблема с цапфой

Добавлено: Ср июн 02, 2021 2:07 pm
СКФ777
Юрий писал(а): Ср июн 02, 2021 9:02 am Если цапфа согнулась и не сломалась, то она встанет на место. В токаринике,вообще без проблем.
Пинцетами сложнее, нужен навык. Зажимать цапфу не губками пинцета, а боковой гранью. И гнуть сам триб, а не цапфу.
Важно не перегнуть.
С термичкой также нужен навык. Можно не отпустить, а перекалить. Тогда цапфа от малейшей деформации сломается.
Я,когда начинал, отпускал на сигарете. :) не быстрый,контролируемый нагрев...
:clap: :clap: :clap:

Re: проблема с цапфой

Добавлено: Ср июн 02, 2021 7:31 pm
пертусин
Нагрел зажигалкой пьезо... ну и сломал конечно. Будем тренироваться. Токарник- мечта!

Re: проблема с цапфой

Добавлено: Ср июн 02, 2021 7:38 pm
granton
Надо обматывать тонкой медной проволокой, и только после нагревать над пламенем. Секундную ось обмотать например тонкой проволокой от обмотки трансформатора или маленького моторчика в пару слоев, и так нагревать, напрямую конечно никто не греет.

Re: проблема с цапфой

Добавлено: Ср июн 02, 2021 11:47 pm
nevenbekriev
Мне хотелось написать Вам утром, но не смог отделить время, а теперь уже поздно...
Чтобы знать за наперед: Я запрещаю греть трибы колес, ето совершенно ненужно. Причем, еще более совершенно ненужно их отжигать, чем отпускать. Еще запрещаю, снимать полотен с триба, кроме когда нужно заменить триб. А греть или отжигать колесо целиком - триб вместе с полотном - ето проявление уничтожительной неграмотности...
Если цапфа немного погнутая, она вероятно исправится. Нужен латунный пинцет с толстыми верхами, почти как у пасатижах. Если погнутая сильно, цапфа вероятно сломается. Все таки можно попытаться. Все зависит от удачи и свойств материала. Если во время правки получилось ощущение, что сапфа почти сломалась но еле держится, оставлять ее так нельзя.
При производстве триб закален и отпущен до синего цвета, примерно до 300 гр. Дальнейший отпуск, примерно до 320-350 гр., до серого цвета, сделает его чуть мягче и вероятность исправить повысится, но ето приведет к ухудшению качеств триба и самой цапфы. Все таки, если есть возможность отпустить цапфу локално, не засегая зубчатую часть триба и самое важное - полотна, тога отпустить все таки допустимо. Но здесь говорим только про локального отпуска и не в коим случае про отжига, когда нагревают сталь до красного цвета. За последнего прямо кознят... После исправления цапфы, ее нужно заворонить.
Если цапфа сломается, ето не страшно. Просверлить отверстие в триб, поставить новую цафу и обработать ее до правильного размера и форму у опытного ремонтника занимает не больше чем 15 минут. Если триб уничтожен отжигом, если полотно снято и потом при повторной его насадки на триб оно вращается ексцентрично, если полотно нагрели и оно стало мягким как пластилин, тогда уже ето сериозный ремонт с подбором или изготовлением триба, полотна или обе. Самое важное при ремонте старинных часов - чтобы не увредить деталей... Если еще нет опыта, оставьте на потом и потренируйтесь на ненужных часов и деталей.

Re: проблема с цапфой

Добавлено: Чт июн 03, 2021 5:31 am
пертусин
Спасибо за подробный ответ! Всё это , я и хотел узнать.

Re: проблема с цапфой

Добавлено: Пт июн 04, 2021 12:48 pm
Maverick
Я цапфы баланса иногда локально грею - беру паяльник с большим количеством олова на кончике, разогретый градусов на 350. Просто окунаю цапфу в шарик олова и жду несколько секунд - обычно ось прогревается до фиолетового цвета в этом месте. При этом олово не прилипает к цапфе и легко отстает. Тогда можно ее слегка согнуть и повторить операцию. Я за несколько прогревов выпрямляю такую ось и финально прогреваю после правки перед полировкой. Считаю, что такой способ снижает внутренние напряжения при правке. Замечу, что баланс установлен в станок, а прогрев и правка идут строго в микроскоп. Правку делаю сжимая губки пинцета у начала изгиба и слегка покручиваю баланс или колесо в станке - так безопаснее гнуть.
Замечу, что в часовой литературе описывают способы локального прогрева баланса - с помощью массивного куска меди, который сильно прогревают, а затем в него зажимают кончик баланса или колеса с погнутой осью (он согнут в виде подковы, концы которой свели вместе с пружинным усилием). Но я такой штукой пользоваться не научился. Станок позволяет не нагреть баланс или колесо вообще, реально греется лишь место под оловом. Ну и ничего не надо обжимать для нагрева - простое погружение цапфы в олово ровным счетом никак не повредит цапфу и тем более баланс или колесо.

Re: проблема с цапфой

Добавлено: Пт июн 04, 2021 8:02 pm
evgeniy123
Коллеги, добрый вечер. Решил тоже поделиться. Делаю локальный отпуск цапф с помощью при способы, о которой говорил Мэверик. Кусочек медной проволоки Ф 1,25 согнут буквой Омега. Кончики спилены в плоскость. Эта штука надевается на ось или цапфу и греется на спиртовке. Отпуск детали происходит чётко до того места, где установлена приспособа. Оська фиксируется в цанге станка. Далее как говорил Мэверик. Можно вместо подковки использовать кусочек медной трубки подходящего диаметра. С уважением.

Re: проблема с цапфой

Добавлено: Пт июн 04, 2021 8:15 pm
evgeniy123
И, перед установкой импланта, также отпускаем кончик оськи и спокойно засверливаемся.

Re: проблема с цапфой

Добавлено: Ср июн 09, 2021 10:48 pm
steamlainere 282
Я ,при установке импланта, не грею.

Сверлю карбид вольфрамовыми свёрлами, купленными на Али.

Сверлят любую калёную сталь, а уж триб легко.

Re: проблема с цапфой

Добавлено: Ср июн 09, 2021 11:10 pm
bronco812
steamlainere 282 писал(а): Ср июн 09, 2021 10:48 pm Я ,при установке импланта, не грею.

Сверлю карбид вольфрамовыми свёрлами, купленными на Али.

Сверлят любую калёную сталь, а уж триб легко.
Юр, а как сверлите? У меня они ничего не сверлят, с али... Может их точить надо? Или обороты другие какие?

Re: проблема с цапфой

Добавлено: Чт июн 10, 2021 10:11 am
steamlainere 282
Вечером распишу

Re: проблема с цапфой

Добавлено: Чт июн 10, 2021 11:33 am
evgeniy123
Тоже работаю этими сверлами. По каленому, на мой взгляд, идут плохо. Если отв 0,1 или 0,2 ,то велик риск обломать. Так же, если оську не отпустить, то она может лопнуть во время запрессовки импланта.

Re: проблема с цапфой

Добавлено: Чт июн 10, 2021 10:16 pm
steamlainere 282
https://aliexpress.ru/item/32639552933. ... 1623267674

Вот такие свёрла продают на али.

Если очень калёная деталь( в часовых деталях такого не встречал) то может понадобится несколько штук.

0.1-0.2 не сверлю. Как правило тела хватает - сверлю 0.3-0.4,что была возможность ( в случае если просверлится со смещением)

доработать кончик концентрично.. Абсолютно правильно сказали, что часто лопает тело оси если не отпускать.

Я всё равно считаю что отпуск ,ну это не совсем правильно. Могу ошибаться - может и в книгах такой способ описан-я не встречал .

При проточке импланта постоянно примеряю к отверстию.

Ещё при проточке импланта делаю радиальные проточки. Так как имплант у меня держится не только трением, но я ещё даю

малюсенькую капельку анаэробного клея по металлу. Сразу не точу. Даю подсохнуть. Честно - много раз лопало тело оси - пока не

научился .

Re: проблема с цапфой

Добавлено: Пт июн 11, 2021 3:27 pm
bronco812
Спасибо!