Правила форума: https://german242.com/articles/forum_rules.htm

Для активации нового пользователя - Пожалуйста, напишите краткое сообщение о себе через Форму связи с администрацией.

Как вставить картинки - см. в этой теме http://board.german242.com/viewtopic.php?f=17&t=52830

Ссылка для загрузки картинок - жми сюда

проблема с цапфой

Разговоры о самом интересном - как починить и восстановить. Делимся опытом, задаем вопросы, даем советы.
  • Автор
  • Сообщение
Не в сети
Сообщения: 17
Зарегистрирован: Ср июл 24, 2019 8:50 pm
Контактная информация:

проблема с цапфой

Сообщение пертусин »

Доброго времени всем, уважаемые мастера, подскажите начинающему любителю, погнутую цапфу секундного вала можно выпрямить? С помощью пинцетов? Спасибо!

Не в сети
Сообщения: 890
Зарегистрирован: Чт апр 02, 2020 12:49 am
Контактная информация:

Re: проблема с цапфой

Сообщение granton »

Гиппотетически можно, нагрев и выпрямив, но обычно заменяют или вытачивают новую.


Не в сети
Сообщения: 1751
Зарегистрирован: Пт сен 21, 2007 8:16 pm
Откуда: Харьков
Контактная информация:

Re: проблема с цапфой

Сообщение Юрий »

Если цапфа согнулась и не сломалась, то она встанет на место. В токаринике,вообще без проблем.
Пинцетами сложнее, нужен навык. Зажимать цапфу не губками пинцета, а боковой гранью. И гнуть сам триб, а не цапфу.
Важно не перегнуть.
С термичкой также нужен навык. Можно не отпустить, а перекалить. Тогда цапфа от малейшей деформации сломается.
Я,когда начинал, отпускал на сигарете. :) не быстрый,контролируемый нагрев...

Не в сети
Сообщения: 731
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 11:51 am
Контактная информация:

Re: проблема с цапфой

Сообщение СКФ777 »

Юрий писал(а): Ср июн 02, 2021 9:02 am Если цапфа согнулась и не сломалась, то она встанет на место. В токаринике,вообще без проблем.
Пинцетами сложнее, нужен навык. Зажимать цапфу не губками пинцета, а боковой гранью. И гнуть сам триб, а не цапфу.
Важно не перегнуть.
С термичкой также нужен навык. Можно не отпустить, а перекалить. Тогда цапфа от малейшей деформации сломается.
Я,когда начинал, отпускал на сигарете. :) не быстрый,контролируемый нагрев...
:clap: :clap: :clap:

Не в сети
Сообщения: 17
Зарегистрирован: Ср июл 24, 2019 8:50 pm
Контактная информация:

Re: проблема с цапфой

Сообщение пертусин »

Нагрел зажигалкой пьезо... ну и сломал конечно. Будем тренироваться. Токарник- мечта!

Не в сети
Сообщения: 890
Зарегистрирован: Чт апр 02, 2020 12:49 am
Контактная информация:

Re: проблема с цапфой

Сообщение granton »

Надо обматывать тонкой медной проволокой, и только после нагревать над пламенем. Секундную ось обмотать например тонкой проволокой от обмотки трансформатора или маленького моторчика в пару слоев, и так нагревать, напрямую конечно никто не греет.

Не в сети
Сообщения: 72
Зарегистрирован: Сб окт 06, 2018 8:38 pm
Контактная информация:

Re: проблема с цапфой

Сообщение nevenbekriev »

Мне хотелось написать Вам утром, но не смог отделить время, а теперь уже поздно...
Чтобы знать за наперед: Я запрещаю греть трибы колес, ето совершенно ненужно. Причем, еще более совершенно ненужно их отжигать, чем отпускать. Еще запрещаю, снимать полотен с триба, кроме когда нужно заменить триб. А греть или отжигать колесо целиком - триб вместе с полотном - ето проявление уничтожительной неграмотности...
Если цапфа немного погнутая, она вероятно исправится. Нужен латунный пинцет с толстыми верхами, почти как у пасатижах. Если погнутая сильно, цапфа вероятно сломается. Все таки можно попытаться. Все зависит от удачи и свойств материала. Если во время правки получилось ощущение, что сапфа почти сломалась но еле держится, оставлять ее так нельзя.
При производстве триб закален и отпущен до синего цвета, примерно до 300 гр. Дальнейший отпуск, примерно до 320-350 гр., до серого цвета, сделает его чуть мягче и вероятность исправить повысится, но ето приведет к ухудшению качеств триба и самой цапфы. Все таки, если есть возможность отпустить цапфу локално, не засегая зубчатую часть триба и самое важное - полотна, тога отпустить все таки допустимо. Но здесь говорим только про локального отпуска и не в коим случае про отжига, когда нагревают сталь до красного цвета. За последнего прямо кознят... После исправления цапфы, ее нужно заворонить.
Если цапфа сломается, ето не страшно. Просверлить отверстие в триб, поставить новую цафу и обработать ее до правильного размера и форму у опытного ремонтника занимает не больше чем 15 минут. Если триб уничтожен отжигом, если полотно снято и потом при повторной его насадки на триб оно вращается ексцентрично, если полотно нагрели и оно стало мягким как пластилин, тогда уже ето сериозный ремонт с подбором или изготовлением триба, полотна или обе. Самое важное при ремонте старинных часов - чтобы не увредить деталей... Если еще нет опыта, оставьте на потом и потренируйтесь на ненужных часов и деталей.

Не в сети
Сообщения: 17
Зарегистрирован: Ср июл 24, 2019 8:50 pm
Контактная информация:

Re: проблема с цапфой

Сообщение пертусин »

Спасибо за подробный ответ! Всё это , я и хотел узнать.

Не в сети
Site Admin
Сообщения: 2612
Зарегистрирован: Чт янв 19, 2006 3:05 am
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: проблема с цапфой

Сообщение Maverick »

Я цапфы баланса иногда локально грею - беру паяльник с большим количеством олова на кончике, разогретый градусов на 350. Просто окунаю цапфу в шарик олова и жду несколько секунд - обычно ось прогревается до фиолетового цвета в этом месте. При этом олово не прилипает к цапфе и легко отстает. Тогда можно ее слегка согнуть и повторить операцию. Я за несколько прогревов выпрямляю такую ось и финально прогреваю после правки перед полировкой. Считаю, что такой способ снижает внутренние напряжения при правке. Замечу, что баланс установлен в станок, а прогрев и правка идут строго в микроскоп. Правку делаю сжимая губки пинцета у начала изгиба и слегка покручиваю баланс или колесо в станке - так безопаснее гнуть.
Замечу, что в часовой литературе описывают способы локального прогрева баланса - с помощью массивного куска меди, который сильно прогревают, а затем в него зажимают кончик баланса или колеса с погнутой осью (он согнут в виде подковы, концы которой свели вместе с пружинным усилием). Но я такой штукой пользоваться не научился. Станок позволяет не нагреть баланс или колесо вообще, реально греется лишь место под оловом. Ну и ничего не надо обжимать для нагрева - простое погружение цапфы в олово ровным счетом никак не повредит цапфу и тем более баланс или колесо.

Не в сети
Сообщения: 627
Зарегистрирован: Пн июн 15, 2015 8:11 pm
Контактная информация:

Re: проблема с цапфой

Сообщение evgeniy123 »

Коллеги, добрый вечер. Решил тоже поделиться. Делаю локальный отпуск цапф с помощью при способы, о которой говорил Мэверик. Кусочек медной проволоки Ф 1,25 согнут буквой Омега. Кончики спилены в плоскость. Эта штука надевается на ось или цапфу и греется на спиртовке. Отпуск детали происходит чётко до того места, где установлена приспособа. Оська фиксируется в цанге станка. Далее как говорил Мэверик. Можно вместо подковки использовать кусочек медной трубки подходящего диаметра. С уважением.

Не в сети
Сообщения: 627
Зарегистрирован: Пн июн 15, 2015 8:11 pm
Контактная информация:

Re: проблема с цапфой

Сообщение evgeniy123 »

И, перед установкой импланта, также отпускаем кончик оськи и спокойно засверливаемся.

Не в сети
Сообщения: 3119
Зарегистрирован: Сб ноя 28, 2015 4:14 pm
Контактная информация:

Re: проблема с цапфой

Сообщение steamlainere 282 »

Я ,при установке импланта, не грею.

Сверлю карбид вольфрамовыми свёрлами, купленными на Али.

Сверлят любую калёную сталь, а уж триб легко.

В сети
Сообщения: 561
Зарегистрирован: Вс фев 07, 2016 12:03 am
Откуда: Москва, ЮЗАО
Контактная информация:

Re: проблема с цапфой

Сообщение bronco812 »

steamlainere 282 писал(а): Ср июн 09, 2021 10:48 pm Я ,при установке импланта, не грею.

Сверлю карбид вольфрамовыми свёрлами, купленными на Али.

Сверлят любую калёную сталь, а уж триб легко.
Юр, а как сверлите? У меня они ничего не сверлят, с али... Может их точить надо? Или обороты другие какие?

Не в сети
Сообщения: 3119
Зарегистрирован: Сб ноя 28, 2015 4:14 pm
Контактная информация:

Re: проблема с цапфой

Сообщение steamlainere 282 »

Вечером распишу

Не в сети
Сообщения: 627
Зарегистрирован: Пн июн 15, 2015 8:11 pm
Контактная информация:

Re: проблема с цапфой

Сообщение evgeniy123 »

Тоже работаю этими сверлами. По каленому, на мой взгляд, идут плохо. Если отв 0,1 или 0,2 ,то велик риск обломать. Так же, если оську не отпустить, то она может лопнуть во время запрессовки импланта.

Не в сети
Сообщения: 3119
Зарегистрирован: Сб ноя 28, 2015 4:14 pm
Контактная информация:

Re: проблема с цапфой

Сообщение steamlainere 282 »

https://aliexpress.ru/item/32639552933. ... 1623267674

Вот такие свёрла продают на али.

Если очень калёная деталь( в часовых деталях такого не встречал) то может понадобится несколько штук.

0.1-0.2 не сверлю. Как правило тела хватает - сверлю 0.3-0.4,что была возможность ( в случае если просверлится со смещением)

доработать кончик концентрично.. Абсолютно правильно сказали, что часто лопает тело оси если не отпускать.

Я всё равно считаю что отпуск ,ну это не совсем правильно. Могу ошибаться - может и в книгах такой способ описан-я не встречал .

При проточке импланта постоянно примеряю к отверстию.

Ещё при проточке импланта делаю радиальные проточки. Так как имплант у меня держится не только трением, но я ещё даю

малюсенькую капельку анаэробного клея по металлу. Сразу не точу. Даю подсохнуть. Честно - много раз лопало тело оси - пока не

научился .

В сети
Сообщения: 561
Зарегистрирован: Вс фев 07, 2016 12:03 am
Откуда: Москва, ЮЗАО
Контактная информация:

Re: проблема с цапфой

Сообщение bronco812 »

Спасибо!
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя