Правила форума: https://german242.com/articles/forum_rules.htm

Для активации нового пользователя - Пожалуйста, напишите краткое сообщение о себе через Форму связи с администрацией.

Как вставить картинки - см. в этой теме http://board.german242.com/viewtopic.php?f=17&t=52830

Ссылка для загрузки картинок - жми сюда

Временная тема

Любые прочие темы.
  • Автор
  • Сообщение
Не в сети
Сообщения: 3221
Зарегистрирован: Ср авг 19, 2015 4:54 pm
Откуда: Москва
Контактная информация:

Временная тема

Сообщение Caretaker »

Хочу представить на суд общественности таблицу с данными о часах на механизме Tutima UROFA 59, выпущенных на 1МЧЗ сразу после Великой Отечественной Войны.

Официальная легенда про русскую Tutima UROFA 59 (многократно повторенная в интернетах) выглядит так:
Фирма TUTIMA в городе GLASHUTTE (земля Саксония, бывшая ГДР) на базе механизма UROFA-59 (разработка 1938-1939 гг.) собирала для Люфтваффе хронографы в период с 1941 по 1945 гг. Всего было выпущено около 218000 часов с номерами механизмов: 000001-203500 (позолоченные), 203500-211000 (посеребренные), 211000-218000 (хромированные). После оккупации нами Восточной Германии в 1945 г. весь завод (в т. ч. еще готовых примерно 2000 хромированных механизмов) был вывезен в Москву, и после года пуско-наладочных работ и обучения из немецких комплектующих (но с надписью «1 МЧЗ им. Кирова» вместо «GLASHUTTE» на циферблате) в период с 1947 по 1949 гг. было собрано около 2000 часов с черным циферблатом и стрелками со светомассой и винтовой крышкой (механизмы с номерами 218000-220000 с немецким градусником). Далее в период с 1949 по 1951 гг. было собрано еще около 5000 часов с клеймом 1 МЧЗ и русским градусником (с номерами примерно 00001-03500 1 МЧЗ- наручные АНЧС с черным циферблатом и стрелками со светомассой и винтовой крышкой или с посеребренным циферблатом без светомассы и в своих отечественных корпусах с крышками-хлопушками- как увеличенные Победы с центральной секундной стрелкой; а также с номерами примерно 03500-05000 сборки 2 МЧЗ -карманные). Введение пятизначной сквозной нумерации механизмов говорит о том, что планировалось сделать до 100000 таких часов (как 3017), однако сделали всего около 5000 шт., видимо не справились с производством механизмов. Механизмы были хромированные, кроме, видимо, небольшой позолоченной партии с номерами 034** в конце 1949 г. (см. пост №54 в этой теме). Позолота мостов и платины не ранняя немецкая, т. к. гладкая и тонкослойная. Основные характеристики механизма: диаметр 33 мм, точность -3 +:P с/сут., температура эксплуатации -10 +40 градусов по Цельсию без потери характеристик, 21 камень, отличительная функция «флэйбэк»- обнуление счетчика нижней кнопкой без его остановки одним нажатием, т. е. секундомер «кругами».
Таблица моя началась в середине 2016 года. В её актуальном состоянии она постоянно находится по этой ссылке:
https://docs.google.com/spreadsheets/d/ ... sp=sharing

В таблицу попадают только те часы, где в фотографиях по ссылке отчетливо виден механизм и номер на нем. Или где есть явное упоминание номера в окружающем фотографию тексте. Везде, где возможно, я даю ссылки на публикации о конкретных часах. Некоторые ссылки, правда, уже не актуальны. Но тут уж ничего не сделаешь.

По таблице видно, что нумераций механизмов русской Тутимы было три:
  • первая нумерация, ранние механизмы с шестизначными номерами из немецких запасов. Такие механизмы были без клейма «1МЧЗ» на мосту, с немецким градусником и без даты выпуска на платине. Самый маленький номер такого механизма в моей табличке «217010», самый большой «219910». Итого не менее 2900 экземпляров. Я бы округлил тираж таких механизмов до 3000. Просто исходя из плановой экономики СССР :);
  • промежуточная нумерация с номерами механизмов из одного – четырех знаков и без лидирующих нулей. Такие механизмы были без клейма «1МЧЗ» на мосту, с немецким градусником и без даты выпуска на платине. Очевидно, что нумерация начиналась с «1», а самый большой такой номер в моей табличке «1910». Итого не менее 1910 экземпляров. Я бы опять округлил тираж таких механизмов вверх до 2000;
  • поздняя нумерация со строго пятизначными номерами механизмов, с лидирующими нулями в номере. Такие механизмы были уже с клеймом «1МЧЗ» на мосту, с русским градусником и с датой выпуска механизма, выбитой на платине. Опять же очевидно, что такая нумерация начиналась с «00001», а самый большой такой номер в моей табличке «06556». Итого не менее 6556 экземпляров. И снова я бы округлил тираж таких механизмов вверх до 6600.
Кстати, если все сложить, то получится, что механизмов Tutima UROFA 59 на 1 МЧЗ навыпускали как минимум 11600! Пусть и с округлением, но всё равно это достаточно большой тираж для таких сложных (по меркам СовЧасПрома) часов. Скорее всего, в часы шли не все механизмы, поэтому товарных часов выпустили несколько меньше.

Обосную, почему хронология смены нумераций именно такая. С шестизначными номерами все понятно. Это просто немецкие механизмы, продолжающие нумерацию оригинальных немецких часов. Пока такие механизмы были, их и ставили. Потом началась уже отечественная продукция. По датам выпуска часы с шестизначными механизмами и переходные пересекаются: у меня есть родная коробочка от АНЧСов с остатками фабричной упаковки, на которой написано «Часы АНЧС №218155, 30/XII 1948 г» (точное число декабря 1948 года не уверенно просматривается, то ли «10», то ли «30»). При этом у часов с номером «402», аттестат от которых можно найти в интернете, отчетливо видна дата выпуска «28 декабря 1948 года». Итого имеем, что в декабре 1948 выпускались как часы с шестизначной нумерацией, так и часы с номерами без лидирующих нулей. Видимо, параллельно. Если же теперь посмотреть на известные часы с пятизначными номерами механизмов, то видно, что самые ранние из них идут с клеймом «1-49» (первый квартал 1949 года). Так что хронологически цепочка смены нумераций выглядит приблизительно так: как минимум до декабря 1948 года шестизначные номера, с декабря 1948 года до 1 квартала 1949 переходные номера, сначала в параллель с шестизначными, потом в параллель с пятизначными, и с 1 квартала 1949 года пятизначные номера.

Из того, что ещё можно увидеть невооруженным глазом по таблице:
  • В начале, на шестизначных механизмах, выпускались наручные часы с черным циферблатом и эмблемой на циферблате «1МЧЗ в ромбике». И достаточно часто встречались восьмигранные крышки. Постепенно ромбик сменился более современной эмблемой 1МЧЗ, и восьмигранные крышки исчезли;
  • Часы с промежуточной нумерацией были только в наручном исполнении и с черным циферблатом;
  • Часы с пятизначной нумерацией выпускались в трех исполнениях: наручные с черным циферблатом и корпусом с завинчивающейся крышкой («пилоты»); наручные со светлым циферблатом, крышкой-хлопушкой («гражданские»); карманные («капитанские»). Причем чем дальше, тем меньше было пилотов и тем чаще встречались гражданские и капитанские. Для пятизначных дата выпуска в общем случае связана с номером простым правилом – чем больше номер, тем позднее выпущены часы. Но не строго, тут есть не очень понятные исключения. Хотя, вполне возможно, что эти исключения есть результат внутреннего каннибализма, когда из двух неработающих собирали одни исправные.
Подтвердить или опровергнуть существование СССРовских механизмов в позолоте не могу, мне лично они ни разу не встречались.

P.S. Сильно не бейте :D
P.P.S. Комменты/уточнения/критика приветствуется. Если вам известны какие-либо неувиденные мной ссылки на лоты, либо объявления, либо темы на avito/watch.ru/WUS/ebay/meshok/violity, либо где-то еще - не жалейте, поделитесь тут или в ЛС. Главное, чтобы на фото было видно механизм с клеймами и датами.
_________________
Михаил

Не в сети
Аватара пользователя
Сообщения: 10798
Зарегистрирован: Пт май 27, 2011 5:09 pm
Откуда: Днепр
Контактная информация:

Re: Временная тема

Сообщение 277sergei »

+++
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 34 гостя