Страница 1 из 1
Вопрос по служебным наручным авиачасам СССР
Добавлено: Ср ноя 11, 2015 12:03 am
Caretaker
Прошу помощи зала

Насколько я понимаю, служебные (военные) наручные авиачасы СССР-а начались с АНЧС-1. Механизм Urofa-59, сначала оригинал, потом клон нашего производства. Выпускались примерно с 47 по 51 год. Это были служебные часы - аттестат военной приемки я видел где-то на форумах. Потом были Штурманские (АКА Гагаринские, Тип 1 и Тип 2). Механизм наш на основе LIP R26. Выпускались примерно с 49 по 57? годы. У Гордона есть аттестат военной приемки на такие часы. Потом вроде как была Стрела 3017. Механизм наш на основе Venus 150/152. Выпускались примерно с 59 по 79 годы. Причем последние 3-4 года параллельно с новыми хронометрами на 3133. Но на Стрелу я не могу найти аттестата или другого документального свидетельства того, что они были служебными часами. По крайней мере в гугле я ничего ни встретил. Ну и последние - хронометры Океан/Штурманские на 3133 и 31659. Механизм наш на основе ETA Valjoux 7734. Выпускались примерно с 76 по 2003-4 годы. Но после развала СССР уже, видимо, как сувенирные, а не как служебные. Тут с документальным подтверждением всё ОК - прямо на паспорте Штурманских 31659 так и написано "Для летного состава ВВС" и подпись представителя заказчика, т.е. военпреда. А вопросы вот какие: 1. Правильно ли изложена хронология? Были ли до АНЧС-1 какие-либо служебные военные часы в СССР? 2. Когда закончили делать Штурманские Тип 2? 3. Кто-нибудь видел аттестат военприемки на Стрелу 3017? А показать можете? 4. После 1992 у нас есть официальные часы военных летчиков? Если есть какой-нибудь общеизвестный ресурс про историю советских военных авиачасов - ткните туда, пороюсь. Заранее спасибо
Caretaker пишет: По..
Добавлено: Ср ноя 11, 2015 12:46 pm
Stom67
Caretaker пишет:
Потом были Штурманские (АКА Гагаринские, Тип 1 и Тип 2). Механизм наш на основе LIP R26. Выпускались примерно с 49 по 57? годы. У Гордона есть аттестат военной приемки на такие часы.
1 тип, к счастью, достаточно изучен. По датировке 2 типа есть вопросы... в 57 году механизмы датировались. На руках немало Штурманских 2 типа с моторами без даты - т.е. после 57-го... У моих часиков 2 типа мотор без даты. Согласно справке Харитончука "Спортивные" выпускались на 1МЧЗ до 1962 года. Начало производства 2 типа также покрыто тайной, аттестат на этот тип видеть не приходилось...
По датировке 2 типа ..
Добавлено: Ср ноя 11, 2015 1:17 pm
Caretaker
По датировке 2 типа есть вопросы... в 57 году механизмы датировались. На руках немало Штурманских 2 типа с моторами без даты - т.е. после 57-го... У моих часиков 2 типа мотор без даты. ...Начало производства 2 типа также покрыто тайной, аттестат на этот тип видеть не приходилось...
Спасибо! ИМХО мое такое: После 1959 скорее всего Тип 2 уже не делали, а делали Стрелу. У этих часов вроде один и тот же потребитель - штурманы бомбардировщиков. Выпускать две модели для одной и той же аудитории - некомильфо для СССР, и уж тем более для МО СССР. Так что, как мне кажется, после 59 года все моторы Типа 2 ставили только в Спортивные. Моторы без даты в Штурманских Тип 2 - ИМХО банальная замена агрегата в сборе. Тем более, что визуально и конструктивно они, в отличие от Типа 1, вообще неразличимы. Насчет 1957 - я не уверен совсем, поэтому и спрашиваю

А про аттестат - опять же ИМХО: для целей восстановления "правды истории" достаточно примера аттестата на Тип 1. Для МО Тип 2 был легкой модернизацией Типа 1, поэтому, я думаю, аттестаты выписывались одинаковые на все Штурманские.
Caretaker пишет: ..
Добавлено: Ср ноя 11, 2015 1:34 pm
AlexA1982
Caretaker пишет:
Так что, как мне кажется, после 59 года все моторы Типа 2 ставили только в Спортивные.] Тип-2 перешел в спортивные и следующие 2609 Победы,не раз попадались платины,с отверстием с резьбой под винт крепление арретира и прорезью под пружину,а так же с отверстием но без резьбы.Это так Инфа.
Caretaker пишет: На..
Добавлено: Ср ноя 11, 2015 3:58 pm
СЕРП
Caretaker пишет:
Насколько я понимаю, служебные (военные) наручные авиачасы СССР-а начались с АНЧС-1. Механизм Urofa-59
С 1939 года выпускался наручный хронограф 1ГЧЗ (копия Valjoux), в народе называемый "Генеральским" - они и были первыми наручными авиационными хронографами. Известны, также, вариации часов на этой-же базе, начисто лишенные блока хронографа (вариант "Генеральский облегчённый").
СЕРП пишет: С 1939 ..
Добавлено: Ср ноя 11, 2015 4:51 pm
Caretaker
СЕРП пишет:
С 1939 года выпускался наручный хронограф 1ГЧЗ (копия Valjoux), в народе называемый "Генеральским" - они и были первыми наручными авиационными хронографами.
А можно фоток каких нибудь и ссылочек? === О, нашел. Такие?
http://www.netgrafik.ch/airforce-watches3.htm
Тогда добавка в перв..
Добавлено: Ср ноя 11, 2015 6:53 pm
Caretaker
Тогда добавка в первый пост будет звучать так: Первыми наручными служебными (военными) авиачасами СССР-а были часы НЧ-С (наручные часы с секундомером, "Генеральские", хронограф производства 1ГЧЗ с одной кнопкой). Механизм наш, сделанный по мотивам калибра VALJOUX 61. Выпускались с 38 по 41 годы с перерывом на 39 год. Если у кого есть копии/ссылки на аттестаты или другие документы на эти часы - дайте, плиз, ссылки.
Позабыли еще трое ча..
Добавлено: Чт ноя 12, 2015 2:01 pm
dmvt1
Позабыли еще трое часов для моряков: 1. Хронографы на базе тонкой Молнии (Капитанские) 2 МЧЗ - конец 50-х годов 2. Пришедшие им на замену Молнии на 3017 (начало 60-х - конец 70-х) 3. НВЧ-30 на 2209 и 2409 для боевых пловцов. Теоретически можно и старые "Командирские" на 2234 отнести к служебным, т.к. выпускались по "Заказу МО СССР", но отнести их можно чисто условно, т.к. эти часики продавались хоть только и по системе Военторга.
НУ тогда уже до кучи..
Добавлено: Чт ноя 12, 2015 10:00 pm
Caretaker
Ну тогда уже до кучи вспомним про водолазные 191-ЧС имени ЗЧЗ. Из документации при беглом поиске в инете вылезла фраза "ТУ 13-02-66" что говорит о том, что как минимум в 1966 году эти часы уже выпускались

Эти ваши интернеты говорят, что производили эти часы с "1950х-1960х" годов до "середины 1970х".
dmvt1 пишет: Позабы..
Добавлено: Чт ноя 12, 2015 10:48 pm
otk2002
dmvt1 пишет:
Позабыли еще трое часов для моряков: 1. Хронографы на базе тонкой Молнии (Капитанские) 2 МЧЗ - конец 50-х годов 2. Пришедшие им на замену Молнии на 3017 (начало 60-х - конец 70-х) 3. НВЧ-30 на 2209 и 2409 для боевых пловцов.
Первыми в списке наверное эти надо)))
Вот я лошаро! :sm19..
Добавлено: Чт ноя 12, 2015 11:44 pm
Caretaker
как-то недальновидно..
Добавлено: Вс ноя 15, 2015 12:00 am
Maverick
как-то недальновидно в одну кучу мешать трехстрелочники и хронографы. Во все времена они выпускались параллельно.
Maverick пишет: как..
Добавлено: Вс ноя 15, 2015 1:04 am
Caretaker
Maverick пишет:
как-то недальновидно в одну кучу мешать трехстрелочники и хронографы. Во все времена они выпускались параллельно.
Как я понимаю, во все, кроме времен СССР-а и плановой экономики.

Параллельно со Штурманскими Тип 1 и Тип 2 хронографы не выпускались. ИМХО. И параллельно с хронографами не выпускались трехстрелочники для аналогичной целевой аудитории. Напомню, в первом моем посте речь шла о штурманских авиачасах. Командирские и прочие капитанские и водолазные потом сюда нападали
Если говорить о часа..
Добавлено: Вс ноя 15, 2015 1:33 am
Maverick
Если говорить о часах военного назначения, то с 30 года выпускались часы обоих типов. В 39 году появился реально работающий механизм хронографа, который не выпускали в войну, а потом заменили Тутимой. Но я так понимаю, что эти часы в принципе не выпускали, как гражданские. То есть если на гражданские часы был план, то на военные - заказ, причем их могли размещать не каждый год. И то, что есть пробелы в датах выпуска (в какие-то годы часы не выпускались) это не значит, что часов не было, это значит, что не было заказа. Судя по распространенности Тутим, я более чем уверен, что они вполне до Стрелы дотянули, дизайнов было несколько, включая гражданскую наручную и карманную версии. То, что на Авиацию было выпущено немного часов - это проблема военного ведомства, которое эти заказы размещало нерегулярно. Кстати, а почему вы решили, что Стрела выпускалась для авиации?
Как я понимаю. отлич..
Добавлено: Вс ноя 15, 2015 2:03 am
Caretaker
Как я понимаю, отличительной особенностью профессиональных авиачасов является наличие механизма засечки времени - либо арретира на простеньких Штурманских, либо полноценного хронографа. Насчет Стрелы - хороший вопрос. "За" авиацию: тахиметр, в гражданской жизни не нужный. Ну и хронограф, который тоже гражданам СССР был не положен, зато штурманам бомбардировщиков очень даже полезен

И еще "эти ваши интернеты", которые упорно твердят, что Стрела, с которой Леонов летал в космос, выпускалась исключительно для комсостава ВВС. "Против": аттестатов военприемки нет. Хотя часов наделали около 100 000: [img]
http://forum.watch.ru/attachment.php?at ... 1414050207[/img] И уж если на АНЧС-1 аттестат сохранился, то на Стрелу и подавно должен был быть. Мне кажется, что это были часы типа "для генералов". Уж очень они красивые

Кстати, по поводу тиража АНЧС-1 я несколько раз видел в инете выкладки, по которым выходило, что сделали их тысяч пять, не больше. И делали до 51 года. Тут например: watch.ru

Мои 2 Тутимы впрочем..
Добавлено: Вс ноя 15, 2015 2:46 am
Maverick
Мои 2 Тутимы впрочем попадают в 5 тысяч (гражданская наручка и карманные). Не могу ничего сказать без исследования номеров. А здесь (по себе знаю) сюрпризы встречаются. В минус Стрел, как служебных - отсутствие светомассы. Если почитать ГОСТЫ, то часы для использования в плохой видимости оснащаются специальными стрелками и циферблатами. Ни разу не встречал Стрелу со светомассой. Поздние Секонды не в счет. Генеральские, Тутимы военные, Штурманские, Командирские - они все удовлетворяют ГОСТ, а Стрелы - нет. Тахиметр, кстати, тоже отсутствовал на многих оформлениях, на ранних шкалы вроде не было.
Ну тогда ставим Стре..
Добавлено: Вс ноя 15, 2015 1:42 pm
Caretaker
Ну тогда ставим Стреле условный минус. И в каталоге 1960 года есть эти часы, и ГОСТ у них гражданский, и паспорт 1959 года тоже гражданский, и светомассы нет. ИМХО - парадно-выходные, наградные и прочие почетные часы для высшего комсостава. Ну и для космонавтов - для них класс точности 1, для остальных класс точности 2

Но тогда получается, что с 1957(59) по 1979 у ВВС не было штатных Штурманских часов? В 57 (ну край в 59) закончили делать Тип 2, а в 79 начали делать Штурманские на 3133. До этого, с 1976, на 3133 делали только Океан. Что летали по АЧС - понятно, но на руке-то что-то надо было иметь.
А зачем что-то на ру..
Добавлено: Вс ноя 15, 2015 11:30 pm
dmvt1
А зачем что-то на руке, если часы с секундомером были прямо перед носом на приборной панели. Крупные часы да еще со специальной подсветкой. Кстати, и на Штурманских арретир был не для использования их как секундомера, а для сверки часов нескольких людей. Иначе секунды никогда бы не свести было. Так что получается, что служебных часов у нас вообще не было авиационных. если по мне, то реально служебными часами были только "водолазные" и НВЧ-30. Плюс "Полеты" палубные. Все остальное скорее для понтов. Даже хронографы для подводников не имели светящегося циферблата, как у немцев на КМ, что делало их бесполезными при пропадании освещения, что на лодках было не редкость. А космонавты, естественно, летали со специально изготовленными для них часами, которые прошли десятки проверок, а уж никак не в серийной продукции.
Космонавты летали с ..
Добавлено: Пн ноя 16, 2015 1:23 am
Maverick
Космонавты летали с разными часами. Это и Электробалансовые часы НИИ, и... часы Электроника.
http://forum.watch.ru/showthread.php?t=284317
dmvt1 пишет: Так чт..
Добавлено: Пн ноя 16, 2015 10:25 am
Caretaker
dmvt1 пишет:
Так что получается, что служебных часов у нас вообще не было авиационных. если по мне, то реально служебными часами были только "водолазные" и НВЧ-30. Плюс "Полеты" палубные. Все остальное скорее для понтов.
Ну не соглашусь. Формально, судя по аттестатами и паспортам, как минимум АНЧС-1, Штурманские Тип 1 и 2 и Штурманские на 3133/31659 являлись именно служебными. Там в паспортах так и написано "признаны годными для эксплоатации в войсковых частях" (орфография оригинала

). Более того, эти часы не продавались, а выдавались, как обмундирование. В инетах есть множество свидетельств этого, особенно про Штурманские на 3133/31659, и не только на форумах больных ЧБ, но и на форумах самих авиаторов

Другой вопрос, как они должны были на службе использоваться. Но на это есть служебные инструкции, в которых наверняка это было как-то прописано. На мой взгляд, понты тут имеют очень немаленькое значение, и это правильно

Все-таки летуны - люди очень храбрые

Летать на этих этажерках - это надо иметь цельнометаллические яйца большого диаметра

И поэтому летунов нужно всячески поощрять - зарплатой, почетом и уважением и другими "плюшками". И служебные часы тут просто легендарный аксессуар, который есть только у этой касты посвященных. Поэтому меня немного удивляет тот факт, что между Штурманскими Тип 2 и Штурманскими на 3133 не было ничего аналогичного. С 1959 по 1979 годы, на протяжении 20 лет у среднего состава летунов не было своих часов. Почему? Для сравнения, например, IWC/JLC Mark XI прослужил в ВВС её Величества с 1948 по 1981 (!) годы, несмотря на то, что их закончили делать по заказу RAF в 1953. То есть их наделали столько, что летунам Её Величества их хватило на тридцать лет! Может, и с нашими Штурманскими Тип 2 та же фигня?
Да просто уже в 60-е..
Добавлено: Пн ноя 16, 2015 11:14 am
dmvt1
Да просто уже в 60-е годы часы себе смог позволить купить любой школьник старших классов и какого-то смысла в выдаче морально устаревших часов уже не было. Те же летчики могли себе позволить купить для прогулок с собакой любые самые "продвинутые" часы. А пользоваться наручными часами в высотном гермокостюме просто невозможно. Т.е. смысл часов именно как служебных свелся к нулю. Примерно та же картина была и с "Океанами" для моряков. Обычный фетиш для командного состава, хотя формально числились как служебные. Иначе просто невозможно было раздавать товары народного потребления персоналу бесплатно за счет государства, это было запрещено всеми законами в СССР. Гермошлем или оружие было выдать можно, а часы или магнитофон нет.
Да ладно :sm12: Рем..
Добавлено: Пн ноя 16, 2015 1:01 pm
Caretaker
Да ладно

Ремешок Зулу/"НАТО" как раз и придуман для того, чтобы носить часы поверх одежды. И даже со скафандром проблему решали приблизительно также - погуглите фото Гагарина/Терешковой в скафандре с часами, пришитыми сверху. Насчет фетиша - соглашусь. Более того, в армии фетиши такого рода как раз культивируются, поэтому и удивляюсь, что достаточно долго их не было. Ну да ладно. Похоже, что в ВВС СССР действительно была дыра в 20 лет в выпуске служебных часов. Жаль. Объектов собирания становится меньше. НЧ-С и АНЧС-1. Часы с ценником чугунных мостов.
вот за это мы их и л..
Добавлено: Пн ноя 16, 2015 7:06 pm
REZM
вот за это мы их и любим

Caretaker пишет:
Часы с ценником чугунных мостов.
Пояснить может кто, ..
Добавлено: Пн ноя 16, 2015 7:31 pm
aag555
Пояснить может кто, почему мех 1 МЧЗ, а на циферблате 2 МЧЗ?
Тут два рианта. Они ..
Добавлено: Сб ноя 21, 2015 4:12 pm
ЮГ
Тут два варианта. Они известны.